ФЭНДОМ

Алетиометр

Иллюстрация с обложки первого издания книги

Он был очень похож на часы или на компас — со стрелками и циферблатом, только вместо часов или румбов на циферблате были маленькие красочные изображения, сделанные как будто тончайшей собольей кисточкой.
Описание алетиометра

Алетиометр (англ. Alethiometer) — золотой прибор очень похожий на компас, который показывает правду. Прибор способен предвидеть будущее — точнее, показывать его возможные варианты. Алетиометр — «измеритель истины» (от греческого «алетейя» — истина).

История алетиометров Править

Изобретение Править

В XVII веке алетиометр изобрёл некий ученый из Праги.[1] Изобретение стало случайным, т.к. учёный искал способ измерить влияние планет и изобретал он компас, указывающий на Марс или Венеру.[2]

Изготовить новый алетиометр нельзя, т.к. всё упирается в тайну сплава, из которого сделаны игла и стрелки.[3]

Известные экземпляры Править

Wiki-background

Алетиометр в руках Лиры (кадр из фильма)

Предположительно, изначально было изготовлено шесть алетиометров.[4] Они хранились в крупных университетах Европы, где их изучали. Традиционно, имели название по месту хранения.
  1. Уппсальский инструмент (Уппсала)
  2. Болонский инструмент (Болонья)
  3. Парижский инструмент (Париж)
  4. Женевский инструмент (Женева)
  5. Бодлианский инструмент (Оксфорд)
  6. Алетиометр Лиры. Место нахождения было долгое время неизвестно. Этот алетиометр был подарен Лире Белакве магистром Иордан-колледжа. До этого был украден мальчиком Малкольмом Полстедом из рюкзака исследователя Боннвиля.

Разные экземпляры алетиометров не являются точными копиями друг друга. Они отличаются друг от друга размерами и внешним видом, а также восприимчивостью в работе с теми или иными алетиометристами.[5]

Уничтожение Править

  • К 1997 году по распоряжению Магистериума все алетиометры, кроме одного, находящегося в их распоряжении и еще одного, который был у Лиры, были выкуплены и уничтожены.[6]

УстройствоПравить

Алетиометр видеоигра

Интерфейс видеоигры «Золотой компас»

Внешний вид Править

Прибор внешне действительно похож на компас или часы — со стрелками и циферблатом, на котором находятся 36 символов, причем каждый имеет целый ряд значений.

У алетиометра три заводные головки с насечкой, вращающие одну из трех стрелок, которые двигаются по циферблату. Стрелки можно установить на любой символ и задать вопрос. Имеется еще длинная стрелка — когда вопрос полностью сформирован, она указывает на символы, дающие ответ.

Символы Править

Алетиометр имеет 36 символов с разными значениями.

Основная статья: Символы алетиометра.

Пользование Править

Формулировка вопроса Править

Нужно сформулировать вопрос тремя символами и установить на них маленькие стрелки. Однако, какое именно значение символа имеется ввиду — это передаётся сознанием.

— Но откуда он знает, какой уровень ты имеешь ввиду, когда задаешь вопрос? — спросил Джон Фаа.
— Нет, сам он не знает. Он работает только тогда, когда спрашивающий держит эти уровни в голове. Прежде всего ты должен помнить, все значения, а их может быть тысяча или больше. Затем, ты должен держать их в уме, не раздражаясь и не подталкивая его к ответу, просто следить за движением стрелки. Когда она пройдет весь свой путь, ты получишь ответ.

Получение ответа Править

Ответ показывает большая стрелка-игла. При получении ответа необходимо считать, сколько раз стрелка обернется вокруг циферблата, прежде чем остановиться на символе.[9] Это и будет номер значения символа, который потом можно уточнить по Книге значений.

Известные вопросы Править

Основная статья : Вопросы к алетиометру.

Толкование Править

Написано много книг с истолкованиями символов, ведь пользование алетиометром — тщательная и кропотливая наука, однако Лира овладела ей самостоятельно, благодаря особому Дару.

Известные алетиометристы Править

Основная статья : Алетиометрист.

Общение с Пылью Править

Алетиометр является средством общения с Пылью. По сути, ответы даёт не он сам, а некое коллективное сознание. Алетиометр только показывает данный ответ человеку.

Он обладает собственным интеллектом и может иметь свои цели (также, как нож Уилла).

Отличия в фильмах и играх Править

Постер фильма Золотой компас Алетиометр

Алетиометр на постере к видеоигре

Расположение символов Править

  • В фильме и видеоигре «Золотой компас» порядок расположения символов Алетиометра по окружности отличается от расположения на официальных постерах.

Корпус Править

  • В фильме и видеоигре «Золотой компас» алетиометр имеет крышку, которая откидывается.
  • На внешней стороне крышки по кругу расположены китайские символы из Книги перемен.
  • На внутренней стороне крышки находится выгравированное изображение готического Пражского собора.

Появления Править

Примечания Править

  1. Скорее всего, имелся в виду творец Голема раввин Лёв.
  2. «Ученый, изобретший первый алетиометр, по-видимому, искал способ измерить влияние планет в соответствие с астрологическими представлениями. Он хотел сделать устройство, которое откликалось бы на идею Марса или Венеры, как компас откликается на идею Севера. Это ему не удалось, но изобретенный им механизм явно на что-то откликался, хотя никто не мог понять на что.» — «Северное сияние» — Глава 10. Консул и медведь
  3. «Книга Пыли. Прекрасная дикарка» — Глава 13. Болонский инструмент
  4. «Книга Пыли. Прекрасная дикарка» — Глава 4. Уппсала
  5. «— ... Дело в том, что у каждого алетиометра формируется особая связь с одним избранным толкователем. И когда доходит до серьёзной работы, нужны двое — прибор и его человек.» — «Книга Пыли. Прекрасная дикарка» — Глава 13. Болонский инструмент
  6. «Чудесный нож» — Глава 2. Среди ведьм
  7. «Янтарный телескоп» — Глава 5. Адамантовая башня
  8. «Северное сияние» — Глава 17. Ведьмы
  9. «— Знаете, что я заметила, Фардер Корам? Стрелка останавливается там, когда делает второй круг! На первом круге она вроде спотыкается, а на втором останавливается. То есть показывает второе значение, так?» — «Северное сияние» — Глава 9. Шпионы